Search This Blog

Sunday, April 16, 2017

Капитал XXI века или знающие личности (Knowledge Persons)?

Получил приглашение на международную конференцию, посвященную капиталу XXI века, которая пройдет в Москве 20 мая с. г.



Так получилось, что чуть позже этого приглашения я получил из какого-то нового американского агрегатора новостей, на который меня кто-то подписал, ссылку на статью Itai Palti "Creativity will be the source of our next industrial revolution, not machines" (Творчество, а не машины будет источником нашей следующей промышленной революции). Про "промышленную" да еще "революцию", на мой взгляд, не очень удачно сказано, но это так автор решил, который стоит у истоков конференции, посвященной соединению неврологии, архитектуры и технологии. Это конференция пройдет в Лондоне 3 мая с. г.

Говорить о капитале в XXI веке очень странно, но я попробую кратко выразить эту странность с учетом экономической проблематики творчества в некотором футурологическом ключе.

1. Методологически футурологию или прогнозирование будущего, на мой взгляд, можно рассматривать и как создание параллельных жизненных пространств, где могут быть реализованы отличные от нынешних принципы жизнеустройства (не путать с виртуальной реальностью). Иначе говоря, будущее это не коммунистический горизонт, который оказался недостижим, а вполне себе реализуемые в настоящее время экономические, технологические и, самое главное, культурные наработки. Культура, кстати, или, точнее, ее изъяны - главное препятствие к созданию будущего уже сегодня, но мир не стоит на месте...

2. Я бы еще понял "красный проект", если бы Макс написал не "Капитал", а "Антикапитал" и была бы созвана конференция по случаю идейной кончины капитала сообразно известному положению исторического материализма о том, что всякое явление (в т.ч. капитал) исторически переходящее. Однако же нет, проблематику капитала растягивают на XXI век, чему, по-моему, может быть дано следующее объяснение. "Капитал" - категория долговой экономики и "красный проект" это другая сторона "либерального проекта" или шире - долгового проекта прераспределения. Разница между ними эстетическая - нравятся Вам комиссары в кожаных тужурках, отбиравшие часто и честно нажитое или банковские клерки, делающие тоже самое. И ведь в обоих случаях это происходит под гипнозом гуманистической риторики. Достоевский вопрос о преступном разделении людей "кто я тварь дорожащая или право имею?" решил наказанием и Евангелием.

3. Недавно прочитал о том, какие профессии перспективны в будущем вследствие развития технологий. Так вот, например, профессия программиста якобы скоро уйдет в прошлое, т.к программы будут писать алгоритмы. Поэтому профессии будущего - это профессии, связанные с литературой, языками и другим творчеством. Капитал - тоже своего рода алгоритм (биржевые торговые алгоритмы, алгоритмы обработки кредитных заявок и т. п.). Причем, капитал чрезвычайно дорогостоящая сущность, если иметь ввиду его долю в цене продукции, каждый производственный передел которой кредитуется. В этой связи, надеюсь, понятна роль бездолговой экономики, где все необходимое для производства может быть соединено без кредита и инвестиций. И вот парадокс - "красные", т.е. те, кто якобы против капитализма и за справедливость, намертво стоят за капитал и, следовательно, за долговую экономику и общество, которые вряд ли имеют технологическую перспективу!

The Fourth Industrial Revolution | Full Version (Subtitled)



4. Если говорить о творчестве как об источнике технологического развития (см. выше названную англоязычную статью), то я тоже думаю, что внимание к стиранию, так сказать, различий между рабочим и свободным временем стоит упоминания. В 2012 г. я дал интервью на похожую тему, вкратце рассказав о созданном мною годами раньше понятии "Knowledge Person" (знающая личность), которое должно прийти на смену "Knowledge Worker" Питера Друкера, который, как утверждается в Википедии:

"один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века".

Может поэтому американцы обратили мое внимание на статью о творчестве?..

В сущности, о "знающей личности" нелепо говорить в терминах рабочего времени, т.к. мозг не выключается после окончания рабочего дня, а у кого выключается, тот подлежит замене алгоритмом.

Мое интервью опубликовано на с. 21:

Tp Spring2012 by Nikolay Kryachkov on Scribd



5. Статья Itai Palti "Creativity will be the source of our next industrial revolution, not machines" (Творчество, а не машины будет источником нашей следующей промышленной революции) заканчивается словами основателя Всемирного экономического форума Клауса Шваба о его убеждении в том, что в будущем талант более чем капитал будет представлять критический фактор производства:

"I am convinced of one thing — that in the future, talent, more than capital, will represent the critical factor of production."

Ну что, отправит меня Российская Федерация делегатом на Всемирный экономический форум в Давос как человека концептуализирующего будущее? Конечно нет (смеюсь, т.к. дело-то сделано - "Knowledge Person" существует)!

Пока писал этот текст слушал Сару Леандер - шведскую певицу и актрису 1930-40х г.г.

zarah leander "kann denn liebe sünde sein?"



Оказывается, для поэта Бродского она была идеалом красоты. Он писал:

"Я видел её только раз, в "Дороге на эшафот", шедшей тогда всего неделю, про Марию Стюарт. Ничего оттуда не помню, кроме сцены, в которой юный паж скорбно преклоняет голову на изумительное бедро своей обреченной королевы. По моему убеждению, она была самой красивой женщиной, когда-либо появлявшейся на экране, и мои последующие вкусы и предпочтения, хотя сами по себе и вполне достойные, все же были лишь отклонениями от обозначенного ею идеала. Из всех попыток объяснить сбивчивую или затянувшуюся романтическую карьеру эта, как ни странно, представляется мне наиболее удовлетворительной".

Ничего не скажешь, красивая женщина. Вот так одно уникальное колесико творчества придает движение следующему уникальному колесику - может в этом смысл штучного, но должного стать разнообразным творческого производства без капитала?

No comments: