Search This Blog

Thursday, May 21, 2015

О вкусе

...Бессмертное Светило,
Надежда всех миров,
Изжито все, что было,
Разбиты ковы снов.

Бессмертное Влиянье
Немеркнущего Дня!
Яви свое сиянье,
Пересоздай меня!

(К. Д. Бальмонт "Рассвет", 1903 г.)

Последнее время слово "вкус" вертелось у меня в голове, а также "безвкусица" или "отсутствие вкуса". Особенно после телепередачи, где некоторые деятели искусства демонстрировали свои хоромы. Одно дело когда нет материальной возможности устроить свое жилище со вкусом, другое когда возможность есть, но получается либо безвкусица, либо нагромождение антиквариата - хоть и дорогих сердцу вещей в каком-нибудь арбатском апартаменте, но именно как нагромождение.

С особняками тоже самое. Разве часто увидишь, например, такие замысловатые формы, символизирующие пересборку впечатлений в новый натуралистический мир:





Это же надо фантазию иметь...

И вот я уточнил для себя понятие "вкус". Оказывается, оно имеет отношение к совершенству и морали - связь замечательная и имеет, на мой взгляд, практическое значение.

Действительно, получается можно по внешнему виду того, где и с кем находишься (разумеется, с некоторыми поправками и оговорками) понять характер бытующих там отношений, причем, не обменявшись еще с собеседниками ни словом (см. "Осознание диалога").

Собственно, идешь, иной раз, по Петербургу и невольно сравниваешь какой-нибудь обветшалый, но все равно завораживающий своей красотой дом в стиле "русский модерн" и стеклянную офисную "коробку" рядом и представляешь себе людей создавших одно и другое произведение архитектуры, характер соответствующих отношений и уровень морали.

"Русский модерн", который мои знакомые художники считают не только источником вдохновения, но и последним большим стилем, не успел всеобъемлюще развернуться в русской культуре за пределы декоративно-прикладного искусства, архитектуры и в какой-то мере за пределы художественного слова, например, в общественные науки. По плакатности угловатых форм иных произведений последующего за русским модерном революционного искусства и науки наблюдается не только упадок нравов, но и неразличение понятийных подмен.

Например, в экономической науке не нашлось места морали, которую видимо сочли занудным интеллигентским нытьем. Это отдельная большая тема... однако весьма практичная. Ведь как еще отличить капиталистическую экономику от рыночной?

Манипулирование понятиями "капитал" и "рынок" переросло уже в фарс. Когда нужна поддержка масс, говорят про "рынок", но на самом деле расширяют пространство для "капитала", который оказывается международным и никаким иным быть не может. Массы думают, что вот она свобода и кто умеет что-то делать сможет это продать, но как потом оказывается только уступив большую долю капиталу, ибо рыночных площадок чрезвычайно мало и "билет" туда без инвестора недоступен. Возникают рынки "серые" и "черные", а вся господдержка малого предпринимательства сводится не к созданию большего числа доступных мест или оказий для встречи продавцов и покупателей, а к играм с процентными ставками в угоду капиталу, а отнюдь не рынку. И все это нынче сопровождается где либеральной, где консервативной риторикой, а также продолжением подмен уже следующего порядка - капитал частный или государственный. До морали ли тут, до совершенства и красоты? А в это время 38 млн. трудоспособного населения РФ вынужденно замкнулось в себе:

"По официальным оценкам заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец, в России занятыми в различных трудовых и рабочих сферах являются 48 млн человек, 20 млн человек заняты без надлежащего оформления своего статуса, 18 млн человек трудоспособного населения являются незанятыми".

А дальше по мироощущению и возможностям. Либо:

Александр Башлачев - Посошок



Либо:

Lisa Ekdahl - Live & Dandy : I'm Falling


No comments:

Text Link Ads