Search This Blog

Friday, February 10, 2012

Князь П. А. Кропоткин о причине будущего краха СССР и не только его

Из ниже следующих цитат работы Петра Алексеевича 1892 года "Хлеб и воля" следует, что то кровопролитие, учиненное после февраля - октября 1917 года, зверства коллективизации, крах СССР и нынешняя реставрация дикого капитализма имеет одну причину - наемный труд (отсутствие которого он называл "коммунизмом") и, следовательно, трудовую теорию стоимости, предпочтение праву на хлеб насущный права болтать в институтах представительной демократии. Откуда хлеб насущный, оттуда и общественные изменения - положительные или отрицательные, включая революцию. У нас же хлеб вывозят. И не только хлеб.

""Выдающейся, отличительной чертою современного капиталистического строя является наемный труд.

Лицо или группа лиц, владеющих нужным капиталом, основывают промышленное предприятие, берут на себя заготовку сырого материала для фабрик или завода, организацию производства, продажу продуктов и платят рабочим известную определенную плату; сами же они получают всю прибыль под тем предлогом, что она представляет вознаграждение за их труд управления, за их риск и за колебания рыночных цен на данный товар.

Такова, в немногих словах, вся система наемного труда.

Чтобы сохранить ее, современные владельцы капитала "готовы" пойти на некоторые уступки, готовы поделить с рабочими часть прибыли или же устроить подвижную шкалу заработной платы так, чтобы плата рабочего поднималась, когда поднимается доход предприятия. Одним словом, они готовы согласиться на некоторые "жертвы", лишь бы только им оставили право управлять промышленностью и получать с нее доход. Коллективизм, как известно, вносит в этот порядок существенные изменения, но сохраняет, однако, наемный труд. Только на место частного хозяина становится государство, т. е. выборное правительство — для всей нации или городское. Во главе управления промышленностью становятся депутаты — представители нации или города и их уполномоченные — их чиновники. Они же оставляют за собою и право расходовать в интересах всех получаемую прибыль. Кроме того, в этой системе коллективизма устанавливается очень тонкое различие между трудом чернорабочего и трудом человека, прошедшего через предварительное обучение: труд первого представляет собою, с точки зрения коллективиста, труд простой, тогда как ремесленник, инженер, ученый и т. п. занимаются трудом, который коллективисты называют трудом сложным, и поэтому имеют право на более высокую заработную плату. Но все они — чернорабочие и инженеры, ткачи и ученые — наемники государства, "все они чиновники", как сказал недавно один из коллективистов, чтобы позолотить пилюлю.

Самая большая услуга, которую будущая революция сможет оказать человечеству, будет заключаться именно в том, чтобы создать такое положение вещей, где всякая форма наемного труда станет невозможной и неосуществимой и где единственным подходящим решением вопроса явится коммунизм, т. е. именно отсутствие наемного труда.

В самом деле, если мы даже допустим, что в спокойный период изменение в коллективистском направлении возможно (в чем мы, впрочем, даже при этих условиях сильно сомневаемся), то в период революционный оно сделается невозможным, потому что после первой же схватки возникнет тотчас же необходимость прокормить миллионы человеческих существ. Революция политическая может произойти, не внося нарушений в ход промышленности; но революция, при которой народ завладевает собственностью, неизбежно вызывает тотчас же приостановку в обмене, в производстве, и никаких миллионов государства не хватит для обеспечения заработной платы миллионам оставшихся без работы рабочих."


"Новое общество поймет, что такое солидарность, этот великий двигатель, увеличивающий во сто раз энергию и творческую силу человека, и пойдет со всею энергией молодости на завоевание будущего.

Оно перестанет производить на неизвестных покупателей и обратится к потребностям и вкусам, существующим в его собственной среде; оно обеспечит всем своим членам и существование, и довольство, и то нравственное удовлетворение, которое дает свободно избранный и свободно выполняемый труд, и наслаждение жить, не мешая жить другим. Полные смелости, вдохновляемые чувством взаимности, люди все вместе двинутся вперед, на завоевание тех высоких наслаждений, которые дает научное знание и художественное творчество."


"Наука и промышленность, знание и его приложение, открытия и их практическое осуществление, ведущее к новым открытиям, труд умственный и труд ручной, мысль и продукт материального труда — все это связано между собою. Каждое открытие, каждый шаг вперед, каждое увеличение богатств человечества имеет свое начало во всей совокупности физического и умственного труда, как в прошлом, так и в настоящем.

По какому же праву, в таком случае, может кто–нибудь присвоить себе хотя бы малейшую частицу этого огромного целого и сказать: это мое, а не ваше?"




Теоретическая проблема состоит в том, что если здоровье и знания неотделимы от человека и воплощаются в результатах его труда, то как в таком случае человек участвует в обмене? Понятно, что продажа "труда" не является решением этой проблемы, но на этом стоит и либерализм, и консерватизм, и коммунизм советского толка.

Практическое решение этой теоретической проблемы лежит в кооперационном соединении здоровья и знаний как капитала, наряду с капиталом вещественным, т.е. отделяемым от человека. В результате, наемного труда и категории "заработная плата" не требуется.

Проблема концентрации богатства в виде вещественного капитала остается, но что он без капитала здоровья и капитала знаний (?), которые не могут быть в собственности государства и глобальных монополистических корпораций.

В противном случае (при наличии наемного труда) войны за передел собственности на вещественный капитал будут иметь все меньшую народную поддержку.



В сетевом мире начались эксперименты по капитализации социального капитала (базы контактов людей), т.е. рост сетевого проекта за счет обещания превращения его пользователей в полноправных со-собственников после выхода на биржу и/или продажи проекта.



Пригласили меня принять участие в его закрытом тестировании. Проект откроют где-то в апреле. Этот эксперимент осуществляется в терминах "демократии". Давно когда-то писал, что сети будут платить пользователям, если хотят развиваться. Но "демократия" вряд ли удачный термин, ибо ассоциируется с передачей голосов и полномочий от недееспособных людей еще более недееспособным.

Вам, чтобы быть честными, депутат нужен или государственное принуждение?

Князь П. А. Кропоткин, судя по его биографии, был честным человеком:

"После июльского кризиса Александр Керенский предложил Кропоткину войти в состав Временного правительства. В дневнике Кропоткина имеется запись: 20 июля 1917 г. "Приезжал А. Ф. К.». На полях рукой Кропоткина добавлено: "NB Министерство. Отказ". "Керенский делал неимоверные усилия, примиряя непримиримое: он убеждал Кропоткина войти во Временное правительство, предлагал ему на выбор любой пост министра, — вспоминала Эмма Гольдман. — Кропоткин отказался.[5] Он заявил, что считает "ремесло чистильщика сапог более честным и полезным"[6]. Он также отказался от ежегодной пенсии в 10 тысяч рублей, предложенной ему Временным правительством. П. А. Кропоткин был разочарован Февральской революцией и встречей с российскими анархистами, "грубыми развязными молодыми людьми, принявшими за основу принцип вседозволенности". Однако пока в целом Временное правительство он поддерживал."

Другого правительства тогда в России не было.

"Кропоткин жил в Москве, где его и застала Октябрьская революция. За два дня до октябрьского переворота анархист Александр Моисеевич Атабекян опубликовал "Открытое письмо П. А. Кропоткину", в котором призывал Кропоткина возглавить анархическую социальную революцию, которая должна защитить трудящихся как от ожесточённой классовой борьбы, так и от "уличного большевизма"[9].

Московское вооружённое восстание началось 25 октября (7 ноября) и только в начале ноября большевики смогли захватить город. Кропоткин тогда жил на Большой Никитской и был свидетелем революционных событий.

К Октябрьской революции Пётр Алексеевич отнёсся неоднозначно: он приветствовал сам факт свержения буржуазии и формальное установление власти в форме Советов, однако он оправданно опасался, что при отчётливой тенденции к концентрации новой власти в центре, партия, обладающая этой властью, не желала её ни с кем делить, а главное — опасалась отдать её народу, в то время как революция должна стать делом всенародным, всеклассовым.

...

Большевики предложили П.А. Кропоткину квартиру в Кремле, кремлёвский паек, причем народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский написал жене Кропоткина Софье Григорьевне письмо, где просил воздействовать на Петра Алексеевича, чтобы тот не отвергал помощи, исходящей от государственной власти. Но Кропоткин от помощи твердо отказался.

Кропоткину трижды пришлось менять квартиру, поскольку дома "бывших буржуев", в которых он поселялся, реквизировали.

В июле 1918 года Кропоткин поселился с женой в подмосковном городе Дмитрове получив "охранное" удостоверение, подписанное Председателем Совнаркома В. И. Ульяновым-Лениным. В нём говорилось: "Дано сие удостоверение... известнейшему русскому революционеру в том, что советские власти в тех местах..., где будет проживать Петр Алексеевич Кропоткин, обязаны оказывать ему всяческое и всемерное содействие... представителям Советской власти в этом городе необходимо принять все меры к тому, чтобы жизнь Петра Алексеевича была бы облегчена возможно более..."

Друг Льва Толстого граф М. А. Олсуфьев, прежде уездный предводитель дворянства, продал ему за символическую плату пустующий дом на бывшей Дворянской улице, переименованной в Советскую (ныне — Кропоткинская). Несмотря на трудные условия жизни, Кропоткин продолжил активную общественную деятельность, тесно сотрудничал с Дмитровским союзом кооперативов, продолжал работу над новой книгой — "Этика".

Развитие ситуации, красный террор и диктатура партии большевиков заставили его критичнее отнестись к революции.

В начале 1921 года Кропоткин тяжело заболел воспалением легких. Ленин экстренно направил в Дмитров группу лучших врачей во главе с народным комиссаром здравоохранения Н. Семашко и В. Бонч-Бруевичем. Кропоткину предлагали усиленное питание, спецпаёк. Но Пётр Алексеевич не признавал никаких привилегий и от пайка отказался. Он умирал незаметно, "скромно", стараясь никому не доставить хлопот этой своей "процедурой"[10].

Пётр Алексеевич Кропоткин скончался в ночь на 8 февраля 1921 года в возрасте 78 лет."

No comments:

Text Link Ads