Search This Blog

Friday, December 09, 2011

Методологический диалог науки и искусства в Санкт-Петербурге и его значение для России и мира

08.12.11 пригласили меня в Финэк, где выступил на пленарном заседании конференции "Методология и методика исследования в общественных науках: политологии, социологии, экономике, правоведении".



Тема моего доклада была "Методологический диалог науки и искусства в Санкт-Петербурге и его значение для России и мира".

Тезисы и презентация доклада см. ниже:

Н. Л. Крячков
Методологический диалог науки и искусства в Санкт-Петербурге и его значение для России и мира

(Тезисы к научно-практической конференции «Социально-политические науки в современном обществе: методология и методика исследования»
8 декабря 2011 г.)

Методологический диалог науки и искусства возможно проиллюстрировать словами поэта и тайного советника Ф. И. Тютчева:

"Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется ..."

(метафора искусства)

и словами киногероя разведчика Штирлица:

"Сейчас меня занимает больше всего проблема как можно при помощи физической химии приостановить процесс оглупления масс. Трудно стало работать. Столько развилось идиотов, говорящих правильные слова"
(метафора науки).

Искусством называют единичное, неповторимое, а наукой, имеющее закономерность, воспроизводимое. И наука, и искусство выражены в языке, в символе. Эволюция символизма являет собой закономерность, т. е. осуществляемое по науке, сокрытие смысла или значения не только символа, но и его самого (абстракционизм в живописи, многозначность текста для отведения места божественному откровению и управлению от имени Бога, невозможность понимания согласно пост-структуралистских воззрений и вынесения его в контекст — систему, надстраиваемую над текстом, множественность законодательства и функций денег, статистические, т. е. фиктивные величины и т.д.). Если это так, то обнаружение истины и в искусстве, и в науке возможно научными методами (методологией).

Место этих методов в 2002 году было представлено в таблице [1]:



А сравнение методологий было представлено в 2003 году в таблице [2]:



Все это возможно свести к нескольким методологическим принципам:

- многозначность понимания конечна и она является объектом исследования;

- выбор варианта понимания (знания) сообразно имеющимся ограничениям (кто, что, как, для чего ...), в т.ч. выбор неиспользуемого варианта или создание нового как модернизация понимания (знания) и отсев вариантов понимания (знания), приводящих к риску непонимания и другого действия с другим результатом (текстовые вирусы);

- осуществление понимания (знания) в действии более управляемо, если понимание (знание) представлено в последовательности формулировок действий.

Формально это выглядит так, где Пи — понимание истинное [3]:





Методологически и общественно-политически значимым примером диалога науки и искусства мог бы быть Санкт-Петербург, его архитектурно-космический символизм. Является ли Санкт-Петербург планом для России и каким — модернизации Европы за счет России или собственной модернизации? Сделан ли Санкт-Петербург по образу и подобию Амстердама или он проекция созвездия вооруженного еврогреческого Ориона, или Орионом Санкт-Петербург заслонен от истины плодородия, воплощенной в Озирисе и безинфляционной финансово-зерновой политике Древнего Египта, просуществовавшей дольше долговой политики Древнего Рима, чью эстафету принял Запад? Существует поверье, что сфинксы у Академии художеств во второй половине дня меняют выражения своих лиц на зловещее, т. е. ко времени когда зажгутся на Санкт-Петербургом звезды созвездия Ориона.

Владелец парка "Монрепо" в Выборге барон Николаи (был учителем Павла I, президентом Петербургской Академии Наук, был знаком с Вольтером, Дидро, Даламбером) писал:

"Как часто, ничего не подозревая,
Мы проходим мимо истинного рая,
В который никогда не проникал глаз черни,
И который снаружи так незаметен ..."
[4].

Не в этом ли научность сокрытия смысла или значения отчетливых форм архитектуры безграмотностью населения (черни) и новой "грамотностью" поколения "ЕГЭ" и "Болонского процесса"?

Архитектурно-космическим символизмом объединяется прошлое, настоящее и будущее не только в Санкт-Петербурге. Пирамиды в Гизе отражают участок в созвездии Ориона. План парка в Павловске реализует проекцию созвездия Ориона. Такая же проекция усматривается в парке "Монрепо" в Выборге.

Исследованы ли варианты понимания (знания) плана "Санкт-Петербург" для России и мира с политической, военной, экономической сторон? Пока доминирует догма "Окна в Европу" как метафоры Запада, где до сих пор видятся в т.ч. и методологические ценности конца истории, массовой культуры, программирующей неразличение не только значений символа, знака, слова но и их самих (превалирование эмоций над содержанием "Emotional intelligence").

Знание и классическое искусство, в основе которых тщательность деталей, не только инструментарий пророка. Пророк не будет распознан ("В зеркала окон гляжу, не имея отражения" (Гарик Сукачев)), если методологический диалог науки и искусства не состоится в Санкт-Петербурге, именно в нем. "То, что внизу, как то, что вверху, и то, что вверху, как то, что внизу, для того, чтобы совершить чудеса одного и того же" (Из Tabula Smaragdina - «Изумрудной скрижали»). "Санкт-Петербург – город-символ, город-знак. А знаки однажды должны развернуться, как начертания, когда приходят сроки. Когда наступает их время ... ". Рерихи сделали ставку на Ориона [5]. Но правильно ли это?

Литература:

1. Крячков Н. Л. Текст, цивилизация и текстовые вирусы в науке и практике. // Инновации. - 2002. № 5 (52) - июнь - С. 47-56; № 6 (53) - июль - С. 61-66.
2. Крячков Н. Л. Методология для перемен. // Инновации. - 2003. № 7 (44) - окт. - С. 84-87.
3. Крячков Н. Л. Как измерить понимание текста и количество текстовых вирусов. // Инновации. - 2002. № 8 (55) - окт. - С. 57-59.
4. Морозов С. В. Небесный план на земле. // Мост. - 2002. № 51 — апр. С. 95 -96.
5. Юлчиев А., Забродина М. Мост из Шамбалы в Санкт-Петербург. Священный Грааль с Ориона. // http://vgoroskope.blogspot.com/2010/05/blog-post_18.html – 18.05.10.

No comments:

Text Link Ads